Любое действующее предприятие вне зависимости от сферы деятельности (будь то маленький офис, кафе или, напротив. крупное промышленное объединение) оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Система экологический требований, действующая в РФ, обращает внимание на любые элементы деятельности — от делопроизводства и простого присутствия сотрудников на рабочих местах до нюансов технологических процессов во всех сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, гостиничного дела и т.п.
Требования к экологическому обоснованию хозяйственной деятельности оформлены рамочным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями) и уточнены отраслевыми — N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Водным (N 74-ФЗ) и Земельным (N 136-ФЗ) кодексами.
Система экологических нормативов, развитая на базе этих законов, состоит из примерно 500 отраслевых норм, обязательных к практическому выполнению.
В примерный перечень природоохранной документации среднестатистического предприятия входят:
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), согласованный с МТУ Ростехнадзора по СЗФО;
- паспорта на опасные отходы, свидетельства об отнесении опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды;
- проект предельно допустимых выбросов (ПДВ), согласованный с ТУ Роспотребнадзора и МТУ Ростехнадзора по СЗФО;
- проект нормативов допустимых сбросов (НДС), согласованный с ТУ Россельхознадзора, ТУ Роспотребнадзора, УГМС Росгидромета, МТУ Ростехнадзора по СЗФО и утвержденный Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Росводресурсов;
- регулярные отчеты о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
- документы о профессиональной подготовке руководителя и ответственного за обеспечение экологической безопасности в области охраны окружающей среды.
Полный перечень зависит от специфики производства и может выглядеть так (по публикации в журнале «Экология Производства»).
Экологические документы требуют регулярного (1 раз в 5 лет) обновления. Кроме этого, практикуются ежегодное продление разрешительных документов и ежеквартальные внесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Учет требований органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, основанных на законе N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обычно добавляет к перечню следующие документы:
- проект расчетной санитарно-защитной зоны (ранее — проект обоснования, обустройства и озеленения санитарно-защитной зоны, проект сокращения санитарно-защитной зоны);
- проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения;
- программа производственного контроля за выполнением санитарных правил и санитарно-профилактических мероприятий.