Паспорт опасного отхода («Свидетельство об отнесении опасного отхода к классу опасности …») представляет собой сводку сведений о происхождении, составе, опасных свойствах (экотоксичность, пожаро- и взрывоопасность и т.п.), условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, а также интегральную оценку экологической опасности отхода (по Критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденным Приказом МПР РФ от 15 июня 2001 года N 511 ).
Опасными отходами по ст. 1 федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» признаны «отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами».
Основная роль паспорта опасного отхода (соответствующего «Свидетельства…») — официальное утверждение уровня требований к хранению, транспортировке, размещению, обезвреживанию или захоронению конкретного вида отходов. Его предоставление обязательно не только при проверках органов государственного экологического контроля, но и при любой операции по транспортировке, переработке, захоронению или иному отчуждению опасного отхода — как правило, специализированные организации включают такой пункт в договоры на оказание услуг.
Требование иметь «Паспорт опасного отхода» или «Свидетельство об отнесении опасного отхода к классу опасности для ОПС» на каждый вид отхода, отнесенный в федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) к отходам I-IV классов опасности для окружающей природной среды или не имеющий подтвержденных свойств в части экологической безопасности, введено п. 2 и 3 ст. 14 этого же закона.
.Нормативные документы Ростехнадзора предполагают учет итогов паспортизации опасных отходов, в частности, при следующих мероприятиях:
- проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения;
- разработку проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- установление лимитов на размещение отходов;
- администрирование платежей за размещение отходов;
- осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами;
- осуществление учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
- лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;
- проведение оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы;
- осуществление мер по обеспечению экологической безопасности при обращении с отходами;
- обеспечение населения информацией в области обращения с отходами.
Паспорт опасного отхода, иные прилагающиеся к нему документы и исходные данные представляются для утверждения в МТУ Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу.
После проверки материалов на комплектность, полноту необходимых сведений, достоверность (неискаженность) информации о составе отхода и/или его свойствах, в том числе об определенном классе опасности отхода для ОПС Ростехнадзор обеспечивает выдачу свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласование паспортов опасных отходов.
Срок действия паспорта опасного отхода: для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), утвержденный Приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 786 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 января 2003 г., регистрационный N 4107), не устанавливается; для отходов, не включенных в ФККО, — ограничивается до регистрации данного отхода в ФККО.
Базовой информацией для разработки паспортов и свидетельств являются результаты соответствующей инвентаризации или проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (включая договора о передаче отходов другим организациям).
Наибольшую сложность представляет выяснение химического состава отхода. В соответствии с требованиями Ростехнадзора (приказ от 15.08.2007 N 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов»)» компонентный состав отхода «указывается на основании протоколов отбора проб и анализов, выполненных аккредитованной лабораторией, а также сведений о компонентном составе исходного сырья и технологических процессах его переработки. Для отходов, представленных товарами (продукцией), утратившими свои потребительские свойства, указываются сведения о компонентном составе исходного товара (продукции) согласно техническим условиям и др.»
На практике это означает, что при разработке паспортов должны использоваться либо результаты химического анализа каждого вида отходов, либо сведения ГОСТов, ТУ на сырье и продукцию, технологических регламентов и т.п.
Как правило, Заказчик не обладает всем требуемым объемом информации, что заставляет организацию — разработчика (к примеру, «Экологические Проекты») обращаться к собственным источникам информации — коллекциям ГОСТов, ОСТов, отраслевых справочников и техническим характеристикам изделий, сырья и материалов. Лишь в случае невозможности установления вероятного состава отхода по имеющимся литературным данным проводится качественный химический анализ.
Мы предлагаем нашим клиентам не только разработку документов по полностью готовым исходным данным, но и решение проблемы «с нуля» — включая определение перечня отходов, подготовку исходных данных, сбор информации по составам отходов и оценке их экологической опасности, подготовку бланков документов и их передачу в Ростехнадзор.