НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ

Объекты, требующие наличия проекта

Проект нормативов допустимых сбросов (устаревшие названия — проект нормативов предельно допустимых сбросов, проект ПДС) разрабатывается для каждого сброса сточных вод (в т.ч. дождевых и талых) в природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

На основании ст. 3, 23 федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 18 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» любое юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющие сброс сточных вод с территории через канавы, дренажную канализацию, очистные сооружения и т.п. и непосредственно (не поручая это третьим лицам) отводящие сточные воды в водные объекты, обязаны обосновывать экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность проводимого сброса сточных вод.

Действующий нормативный акт, определяющий принцип установления нормативов допустимых сбросов, — «Методика разработки нормативов допустимых сбросов  веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», введенная приказом МПР РФ от 17 декабря 2007 г. N 333.

Помимо данной методики, применяется ряд актов санитарно-гигиенического профиля («Правила охраны поверхностных вод», перечни ПДК загрязняющих веществ в воде, СанПиНы о принципах охраны поверхностных вод).

НДС разрабатываются на пять лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляется до истечения срока их действия, в следующих случаях:

  • при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и во­дозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой кон­центрации и др.);

  • при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;

  • при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Экономические преимущества, создаваемые наличием проекта:

  • возможность значительной экономии за счет наличия разрешительных документов — основания для 5-кратного уменьшения платежей за негативное воздействие на окружающую среду (для крупных водопользователей разработка проекта часто окупается в первые год — полтора его действия);

  • вероятная оптимизация платежей, уже вносимых бухгалтерией предприятия — зачастую плата вносится по завышенным либо вообще необоснованным расчетам;

  • отсутствие затрат на штрафы, накладываемые по факту административных правонарушений.

Механизм утверждения проекта

Величины НДС разрабатываются и утверждаются для дейст­вующих и проектируемых организаций-водопользователей (получивших право пользования водными объектами в соответствии с Водным Кодексом РФ).

Проект утверждается (согласовывается) со следующими органами государственной власти:

  • Северо-Западным УГМС Росгидромета;

  • Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области;

  • Управлением Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;

  • МТУ Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу;

  • Невско-Ладожским бассейновым управлением Росводресурсов.

Нормативная база, регламентирующая установление нормативов и их контроль

Нормирование качества воды осуществляется в соответствии  с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10 января  2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

При разработке проекта используются следующие основные документы:

  • «Методика разработки нормативов допустимых сбросов  веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (приказ МПР РФ от 17 декабря 2007 г. N 333);

  • Правила охраны поверхностных вод (типовые положения). Утв. Госкомприроды СССР 21.02.91, М.,1991.

  • Перечень рыбохозяйственных нормативов: предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение. — М.:ВНИРО, 1999;

  • Временные методические рекомендации по расчету предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты со сточными водами. Утв. Ленкомприроды 30.12.89. Л., 1990.

  • СанПиН 2.1.5.980-00. Гигиенические требования к охране поверхностных вод.

  • Методические основы оценки и регламентирования антропогенного влияния на качество поверхностных вод / Под ред. А.В. Караушева.?Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

Наиболее частые нарушения природоохранного и санитарного законодательства, связанные с отсутствием (неполнотой) проекта:

  • самовольное размещение хозяйственных объектов, влияющих на состояние водных объектов без согласования со специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды;

  • нарушение правил эксплуатации очистных и других водохозяйственных сооружений и технических устройств;

  • осуществление сброса в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

  • нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

  • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

Административная ответственность за отсутствие (неполноту) проекта:

  • по ст 8.13. КоАП РФ «Нарушение правил охраны водных объектов»;

  • по ст 8.14. КоАП РФ «Нарушение правил водопользования»;

  • по ст 8.15. КоАП РФ «Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств»;

  • по ст 8.15. КоАП РФ «Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств»;

  • по ст. 6.3. КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»;

  • по ст. 6.5. КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде».