ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ

Любое юридическое лицо (частный предприниматель), оказывающее негативное воздействие на окружающую среду (в соответствии со ст. 3 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» это «воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды»), обязано рассчитывать и вносить на счет Ростехнадзора в федеральном казначействе определенные платежи компенсационного характера.

Платежи направлены, с одной стороны, на стимулирование предприятий к уменьшению массы отходов, очистку выбросов в воздух и сбросов в водные объекты, а с другой — на проектирование и строительство природоохранных объектов и природоохранные мероприятия.

Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
  • размещение отходов.

Расчет платы за негативное воздействие должен проводиться по итогам каждого квартала работы предприятия и не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляться в территориальный орган Ростехнадзора.

На МТУ Ростехнадзора по Северо-Западному Федеральному округу опубликован краткий информационный блок, посвященный оформлению отчетных документов.

Для малых предприятий, не ведущих масштабной производственной деятельности, отчет состоит из 10-15 страниц. Для более крупных организаций он разрастается до десятков и сотен; при сумме платежа более 50 тыс. руб. отчет дополнительно подается в электронной форме.

Любой отчет, составленный по стандартным алгоритмам (приказ 459), достаточно формален и не учитывает обычно имеющихся оснований для снижения суммы платежа. Грамотное документирование таких поводов и их учет при внесении квартальных платежей позволяют сэкономить в наиболее распространенных случаях минимум треть от расчетной суммы; применение химического анализа отходов часто снижает платежи в 5 раз, быстро окупая затраты на оптимизацию.

Объем платежей дифференцируется в зависимости от опасности веществ, а также от общего объема (массы) сбросов (выбросов, отходов), попадающих в окружающую среду за отчетный период.

Правоотношения, связанные с платежами, регулируются следующими основными документами:

  • постановлением Правительства РФ от 12.06.2003г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»;
  • приказом Ростехнадзора от 23.05.2006 г. № 459 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» с учетом изменений и дополнений;
  • «Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (зарегистрированы в Минюсте России от 24.03.1993 г. 190)

Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:

  • в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
  • за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.

При сверхлимитном загрязнении, а также при отсутствии разрешительных документов разница между установленным нормативом и фактической величиной сброса, выброса, размещения отходов оплачивается в пятикратном объеме относительно ставки платежа за негативное воздействие в пределах норматива.

В соответствии со статьей 8.41. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до шестидесяти минимальных размеров оплаты труда (от 3000 рублей до 6000 рублей); на юридических лиц — от пятисот до одной тысячи минимальных размеров (от 50000 рублей до 100000 рублей).

Практика внесения экологических платежей обросла большим количеством спорных ситуаций, по-разному трактуемых плательщиками, органами Ростехнадзора, а зачастую и арбитражными судами. С официальными разъяснениями Ростехнадзора по некоторым вопросам Вы можете ознакомиться на сайте службы.